Антонов Ан-12 — советский военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. Антонова в 1950-хх годах.
Разработчик: ОКБ Антонова
Первый полет: 1957
Единиц произведено: 1248 (1957-1973)
История
В середине 1950-хх годов, во время визита генсека ЦК КПСС Н.С. Хрущева в ОКБ, руководитель бюро Олег Антонов лично проводил экскурсию для руководителя государства. В то время уже завершалась разработка среднего военно-транспортного самолета Ан-8 и Хрущев уделял ему большое внимание. С учетом появления информации о создании за границей новейшего универсального транспорта аналогичного класса (будущего C-130 Hercules), Хрущев заинтересовался тематикой и, получив информацию, что американский самолет четырехдвигательный, предложил обдумать эту концепцию (Ан-8 имеет 2 двигателя). Вскоре, из этой идеи сформировалась концепция создания сразу двух траспортов – военно-транспортного Ан-12 и пассажирского Ан-10. Создаваемые на базе Ан-8, четырехдвигательные машины были практически идентичны по большей части конструкции и оборудования, к тому же, в случае необходимости, замена части элементом фактически позволяла превратить Ан-10 в Ан-12.
Первые полеты оба самолета начали в 1957 году. С 1959 года самолёт начал поставляться в ВВС.
За все время производства было выпущено 1243 самолета, не считая прототипы. Выпуск был налажен сразу на трех площадках:
Иркутске, 1957—1962 годы, 155 экземпляров
Воронеже, 1960—1965 годы, 258 экземпляров
Ташкенте, 1962—1972 годы, 830 экземпляров
Конструкция
Ан-12 – чытерехдвигательный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.
Фюзеляж самолёта, с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком, обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки грузов, а также их парашютное десантирование. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-10. Главное отличие — кормовая часть фюзеляжа самолёта, имеющая грузовой люк и хвостовую стрелковую установку с кабиной воздушного стрелка. В средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона Ан-10 находится грузовая кабина, передняя часть самолёта с кабиной экипажа конструктивно почти полностью совпадает с передней частью Ан-10. Кабина экипажа герметична и отделена от негерметичной грузовой кабины гермошпангоутом с дверью.
Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых, заснеженных и ледовых аэродромов.
Самолет оснащался четырьмя двигателям АИ-20.
Двигатель АИ-20 — одновальный турбовинтовой авиадвигатель. Мощность двигателя на взлетном режиме — 4250 (4000) л. с. Двигатель снабжён системой автоматического регулирования, поддерживающей постоянное число оборотов его ротора на всех рабочих режимах. Управление двигателем — механическое, проводка от ручки управления двигателем — тросовая.
Вооружение
Ан-12 – военно-транспортный самолет. Он способен выполнять как транспортные, так и бомбардировочные задачи.
Самолет оснащен системой пушечного оружия, состоящего из двух 23-мм пушек АМ-23, электросистемы дистанционного управления башней и прицельно-вычислительного блока. Комплекс располагается в хвостовой части у основания киля.
Так же самолет может нести различное бомбовое вооружение массой до 10 тонн.
Самолет долгое время являлся одним из самых массовых военно-транспортных самолетов в мире и основной рабочей лошадкой советских военных. За все время было создано более 40 модификаций, в том числе Shaanxi Y-8 и Y-9 – китайские версии самолета, выпускающиеся до сих пор.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ан-12
Тип |
военно-транспортный самолет |
Силовая установка |
четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М по 4250 л. с. каждый |
Максимальная груз |
21 тонна |
Практический потолок |
8 600 м |
Дальность полета |
5 530 км |
Максимальная взлетная масса |
61 т |
Крейсерская скорость |
570 км/ч |
Размах крыла |
38,015 м |
Площадь крыла |
121,7 кв. м |
Длина |
33,109 м |
Высота |
10,525 м |
По материалам: wikipedia
<< Назад в раздел "Авиация Украины" |